skvo

Руссова

Ввязываться в руссовскую истерию мне особо не хотелось. Тем более, что пожар был скорее ожидаемым, чем безусловным сюрпризом. "Дом был обречен."©

Несомненно отличный памятник, по пластической сложности сопоставимый и с нашей оперой и некоторыми другими городскими примечательностями; до сокрытия его деревьями был безусловной доминантой соборному партеру и светским фоном-декорацией для памятника Воронцову.

Плохо конечно, что только экстраординарные происшествия привлекают внимание к умирающим, но во многом это "вина" их самих. Можно сказать, что одесская историческая застройка пребывает в коме скорее из-за генетических пороков, а не вследствие чьей-то бездеятельности. Построена из дешевого гигроскопичного ракушечника, который за пятьдесят лет умеет превратится в жидкую ненесущую кашу, гипсовые украшения рассыпаются из-за того что основа (тот же ракушечник) не держит свою геометрию и деформируется, расслаивается очень быстро. Поэтому реанимация обычно может поддержать здание только в виде нефункционирующего "овоща", но не может вернуть его к жизни, уже не говоря о том, что научная реконструкция-реставрация стоит примерно в 10-20 раз дороже, чем построить копию с нуля. Так что в условиях современного городского благосостояния построить точный клон - единственный выход не потерять исторический облик.

Делать, на мой взгляд, нужно вот что - не скандировать на улицах, не мыть Потемкинскую и не возлагать цветы (вот уж бессмысленное занятие), а быстро собрать максимальную визуальную базу фотографий, в которою подробно и точно отснять ВСЕ здания предствляющие мало-мальски исторический интерес. Сделать ее доступной, выложить в сети, раздать в билиотеки, сделать интерактивно пополняемой жителями города. Это будет лучший контроль за воссозданием, и возможно идея для осваивания денег нашими молодежными группировками.

За три дня до пожара, проходя мимо Гаевского и увидев его в лесах, я подумал: опять снесут декор, сравнить будет не с чем, а вывешенная попозже визулизация будет опять (как с Большой Московской) будет несоизмеримо далека от оригинала. И, спасибо другу archiverba, фасад за два дня до пожара был подробно отснят.

140.22 КБ

116.91 КБ

128.60 КБ

88.94 КБ

148.73 КБ


Фотографий разумеется очень много и в огромном разрешении, так что материал для воссоздания и контроля уже есть. А фотографов сейчас как собак нерезанных. Хватит им фотографировать босые ноги и листья сквозь дождь - есть задача пополезнее.
skvo

Евровидение 2009

Это пиздос! На Евровидении за два полуфинала я насчитал четырнадцать (!) скрипок, альтов и прочих струнно-смычовых в исполняемых номерах. На них играли, их держали, из них вылезали балерины. Ажно страшно. Не успел билан-плющенко-скрипач победить в прошлом году, как они все скрипки похватали. Опасаюсь в финале массовых звезд на льду.

skvo

Доминантное сознание.

Я второй год подряд задаю студенческим группам такое задание: за пятнадцать минут нарисовать на А-4 листе бумаги четыре памятника архитектуры. Узнаваемо, конечно, но без деталей. Причем три из них диктуются мной (обычно это Саграда Фамилиа, капелла в Роншане, и музей Гугенхейма в Бильбао), а четвертый - какой угодно.

Начал его я проводить, чтобы увидеть, как студенты умеют запоминать черты и образы самых, по сути, иконических произведений современной архитектуры, но оказалось что самое интересное будет происходить в четвертой ячейке.

Вот список тех обьектов которые студенты обычно рисуют четвертыми (напоминаю, что выбор самого обьекта остается за студентом.)

Пизанская кампанилла,
малайзийские небоскребы,
башня Эйфеля,
Крайслер-билдинг,
покойные нью-йоркские небоскребы
Останкинская башня
Лондонский "огурец" Фостера
Пражский "Танцующий дом" Ф. О. Гери
Дубайский небоскреб

В общем, дорогие коллеги, хотите оставить след в сознаниии и памяти - без небоскреба не обойтись.

skvo

Солнечный круг, море вокруг



Одессе очень не везет на общегородские графические символы. Может быть потому, что традиционно вся городская эмблематика разрабатывается местными «творческими силами», а в Одессе нет ни профильного вуза, занимающегося полиграфическим дизайном, ни сколько бы то ни было заметных специалистов в этой области. Выпускники наших художественных заведений, отдают предпочтение романтической стилизации, забывая об абстрактной строгости, а художественно-техические специалисты наоборот – стремятся к выразительной абстракции, забывая об изяществе изображения и его смысловом наполнении.

У нас уже есть один мертворожденный юморинный морячок, нарисованный в духе «одесской шутки» (оц-тоц), но ввиду своей графической беспомощности он слабо работает как логотип вообще, а не только как символ праздника. Логотипы театров и вузов - почти всегда используют образы зданий, в которых они находятся, либо отвлеченные упражнения на тему архитектурного декора.

В этой ситуации, теоретически компромиссным решением действительно может быть заказ городской туристской эмблемы у сторонних специалистов, давно и профессионально занимающихся подобным видом работ, но, увы - в Украине таких нет.
То, что произошло в Одессе с подрядом на разработку логотипа вообще не очень понятно. Кто, что, где и кому заказал?

Основной ошибкой или невежеством при разработке было то, что производители спутали марку торговую с маркой городской. Такое явление как туристский логотип действительно существует в природе. Их делают не только для городов, но и для целых стран с целью позиционировать заказчика во внешнем мире. Монреаль, например, заказал недавно для себя городскую эмблематику на сумму более 400 000 долларов и вместо устаревшей надписи с элементом чугунной решетки получил новый логотип, который полностью подходит для использовать в любых необходимых мероприятиях. У нас, конечно, речь о таких суммах вряд ли шла, но это и по результатам видно.

Так в чем же дело? Вроде бы есть графическое изображение, даже проведены необходимые исследования, есть слоган, но результат резко неудовлетворительный. Во многом, вопросы возникают потому, что не ясны цели заказчиков. Либо делаем туристский логотип, и с его помощью «продаем» наш город будущим гостям, либо мы создаем неофициальный герб, тогда он должен быть неким самопозиционированием, желательно с собственным креативом. Но предложенный логотип это, скорее всего очередная муниципальная инициатива, результат которой скандально появился, но скоро канет в лету.

Как же должен выглядеть логотип города? Про четкое осознание его функциональности мы говорили. Вряд ли такое осознание возникнет после проведения фокус-групп с примерно такой технологией: спросим мы у киевлян, а что же они там себе думаю про наш город и получив набор «образов», выберем из них самый нейтральный и положительный. Нарисуем его в абстрактном ключе, желательно совместив несколько стереотипов, и получив улыбающееся однозубое солнышко - успокоимся.
Сбор информации о том, с чем наш город уже ассоциируется у приезжих - штука малоперспективная. Результат слишком ожидаем. Дюк, чайка, море, улыбка, смех, юмор – нас самих давно тошнит от навязчивости этих образов, а оказывается их еще кто-то, по специальной методике, изучает. Оказывается, дорогие односельчане, 20 процентов киевлян не знают что такое Дюк. Хочется сказать «и слава Богу»! мы конечно не сомневаемся в научности методов киевских специалистов, но для чистоты эксперимента неплохо бы озвучить детали проведенного исследования.

То, что получилось в итоге, представляет собой «графическую тавтологию» - используются избитые до пошлости метафоры, которые и в изобразительном ряду не несут никакой оригинальности. Эмблема должна тешить не только глаза туриста и приезжего, а и жителей города, может даже в первую очередь именно их. Ведь именно на эти плечи ляжет груз использования этой эмблемы в туристских товарах, сувенирах, футболках и т.д. И одесситу не должно быть за нее стыдно, он должен чувствовать вовлеченность в эту игру. А тут городские власти предлагают (читай навязывают) символ, который неинтересен хотя бы уже тем, что таких солнц в Одессе мириады, от упаковок майонеза, до вывесок турфирм.

В пользу того, что даже в Киеве слабо представляют, что должен представлять из себя туристский логотип города, страны и чем он отличается от корпоративного, говорит наличие слогана на самом логотипе. Слоганы - это вообще подсобные элементы любого фирменного стиля и часто именно они самые гибкие – активно меняются в зависимости от тактических задач компании. А в неофициальном гербе города слоган это вообще нонсенс. Кстати в предложенном варианте явно нет «сезонности» или заменяемости – он представляет собой часть логотипа, композиционно выверен и дополнительно метафоричен, изогнут волной и представляет собой «море» и еще в нем самом про это написано. То есть слоган из вспомогательного механизма превратился в несущую конструкцию.

Так что представлять курортный город при помощи солнца и моря – прием достаточно пошлый. При этом кстати, появляется еще и вопрос – а что же там произошло с бизнес-туризмом? Получается, что власти как бы забыли о достигнутом в ходе боданий вокруг ликвидации Одесского морского порта своеобразном компромиссе. Чтобы сгладить очевидную несовместимость курортной и промышленной функций города, именно «бизнес-туризм» был назначен главным направлением развития Одессы как туристского центра. Как это отражено в логотипе? Или отразится путем добавления к солнышку какого-нибудь делового атрибута, вроде галстука? Или власть продолжает упрямо гнуть свою старую линию на превращение Одессы в эдакую мега-Ялту живущую весь год за счет 3-х месяцев курортного сезона. Только как-то забывают, что в таком случае для обслуживания «гостей города» 1 миллион одесситов число явно избыточное…

Под конец можно еще добавить сугубо профессиональные претензии – плохую работу с типографикой, особенно с межбуквенными интервалами; написание слогана с прописной буквы, а не с заглавной; примитивная цветовая гамма (знаем-знаем, что «солнце желтое, море синее, зубы белые, а рот красный, плюс это еще и одесский триколор»), несбалансированная композиция и, конечно, очень вялая отрисовка основного песонажа.
С другой стороны, даже если этот логотип «заставят» использовать, он, разумеется, ничуть не повредит легендам города даже в таком виде. Но, может, стоит поискать еще?


P.S. за обработку напильником спасибо v_star_78

Collapse )